Распространение йоги было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентуирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей.
Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие:
- хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма;
- раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека;
- карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;
- бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;
- джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.
Менее известны такие пути, как лапа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па).
Требование восстановления первоначальной целостности учения привело к возникновению в Индии, уже в наше время, интегральной йоги Ауробиндо Гхоша — системы, утверждающей необходимость синтетического использования методов йоги в условиях динамичной социальной жизни. За последнее время стали известны и другие интегральные системы, пытающиеся восстановить и развить некогда единое учение йоги.